ГОСТ на асфальтную крошку
Асфальтная крошка – недорогой стройматериал, который широко используется для ремонта и строительства дорог, а также площадок различного назначения. Его получают путем дробления дорожных покрытий, которые пришли в негодность. При создании новых дорог она смешивается с битумом.
Производство крошки осуществляется по ГОСТу 9128-2009. Он устанавливает стандарты для производства асфальтобетонных смесей.
По уровню вязкости битума и температуры укладки дорожного покрытия смеси с использованием крошки подразделяют на два вида:
- горячие – изготавливаются при помощи жидких и вязких битумов, которые требуют воздействия температуры не меньше 120 °С;
- холодные – производятся с применением жидких битумов, они укладываются при температуре от 5 °С.
По размеру зерен смеси на основе крошки делятся на три вида:
- крупные с фракциями до 40 мм;
- мелкие – до 20 мм;
- песчаные – до 10 мм.
Мелкая крошка является наиболее качественной. Она имеет максимальное содержание битума и укладывается в ровное высокопрочное покрытие. Смеси, изготовленные на ее основе, подаются на место строительства в горячем виде. Они используются только в летний период. Крупная крошка обладает низкой водостойкостью и меньшим уровнем вязкости. Ее преимуществами являются: низкая стоимость, возможность применения при любой температуре. Она оптимальна для проведения ремонтных работ.
ГОСТ 9128-2009 устанавливает физико-механические свойства, которым должна соответствовать асфальтовая крошка. Они должны соблюдаться производителями этого материала. В сопроводительной документации указываются следующие показатели: влагоустойчивость (для горячих смесей), слеживаемость (для холодных смесей), водонасыщение, пористость, устойчивость к сдвигам и образованию трещин, прочность при сжатии, активность радионуклидов. Также ГОСТ определяет, какие виды покрытий подходят для строительства дорог в определенных климатических зонах.
Транспортировка асфальтовой крошки к месту строительства производится автомобильным транспортом. Холодные смеси можно перевозить в железнодорожных вагонах и на водных судах. Для них важно обеспечить правильные условия хранения. Летом холодные смеси размещаются на открытом воздухе, осенью и зимой – в штабелях под навесом или в закрытых складских помещениях. Для смесей существуют сроки хранения. Они составляют от 2 недель до 8 месяцев в зависимости от марки битума, из которого они приготовлены.