Современные технологии укладки асфальта

Современные дорожные покрытия должны обладать такими качествами, как эксплуатационная долговечность, высокая износостойкость и хорошее сцепление покрытия с колесами транспортных средств. Основной причиной ускоренных темпов разработки новых технологий для создания дорожных покрытий, дорожной техники и материалов стала потребность людей в эффективных транспортных путях, а также проблема экологической безопасности. Эти факторы привели к изготовлению дорожных покрытий многофункционального назначения, с регулированием вымораживания влаги, обезвоженных (водопроницаемых), малошумных и т.д.

В ходе совершенствования рециркуляционных технологий в строительстве с начала 90-х гг. ХХ века идет процесс непрерывного увеличения объема дорожных смесей, создаваемых из вторичных материалов. Параллельно с этим осуществляется комплекс мер, направленных на уменьшение отходов от укладки дорожных покрытий и запыленности в местах проведения работ. Поддержание необходимого уровня экологической безопасности реализуется за счет снижения загрязнения атмосферы (в первую очередь, выбросами СО2), а также снижения уровня вибрации и шума.

В последнее время широкое распространение получают технологии создания асфальтовых дорожных покрытий, которые используют вторично перерабатываемые материалы. Это дает возможность уменьшить энерго- и ресурсозатраты за счет экономии первичных материалов, сокращения сроков выполнения работ и затрат на строительство дорог. Данная технология включает в себя предварительное измельчение старого дорожного покрытия, смешивание фрагментов снятого покрытия (крошки) с цементом и другими добавками, подогрев полученной смеси, ее укладку и последующее уплотнение.

Большую популярность имеет технология "вспененного асфальта", которая предусматривает применение вторичных материалов, которые смешиваются с другими подогреваемыми компонентами (основой является вспененный ингредиент). При высокой температуре в процессе впрыскивания воды в данной смеси образуется водяной пар, создаются мелкие пузырьки, что облегчает процесс перемешивания смеси за счет увеличения ее объема и уменьшения вязкости.

Отличительной особенностью данного вида дорожного покрытия является наличие хорошего сцепления с предварительно уложенными слоями и колесами транспортных средств. Данное обстоятельство ведет к снижению числа дорожно-транспортных происшествий за счет повышения сдвигоустойчивости слоев дорожного полотна, как при укладке, так и при эксплуатации. Еще одним достоинством "вспененного асфальта" является то, что его производство менее затратное, чем производство традиционной асфальтовой смеси, что означат снижение расходов на строительство дорог.

Создание дорожного покрытия из разных видов асфальтовых смесей с помощью наложения одного материала на другой предусматривает технология с одновременным формированием двух слоев. За счет отсутствия зазора между двумя слоями создается конструктивно неразделимая, монолитная структура, что увеличивает ее износостойкость. Благодаря одновременной укладке двух слоев покрытия существенно сокращается время проведения работ. Данная технология дает возможность укладки тонких слоев покрытий из специальных более дорогостоящих смесей повышенного качества.

Изготовление дорожного покрытия, которое имеет надежное сцепление с асфальтом снизу и пропускающую воду пористую структуру сверху, обеспечивает технология изготовления дренирующего асфальта. Основными отличиями данного вида асфальта от других дорожных покрытий является повышенная безопасность движения транспортных средств во время дождя, меньший уровень шума и пониженное образование луж, что исключает брызги воды. Благодаря данным особенностям этот вид дорожного покрытия используется на дорогах с высокой скоростью движения и в "спальных" районах городов.

Для снижения количества связанных с проведением дорожных работ аварийных ситуаций используется технология изготовления дорожных покрытий с подбором скоростных режимов их укладки. Она заключается в сокращении времени проведения работ с одновременным увеличением скорости ее выполнения в местах плотного проживания людей. Эта технология предусматривает наличие свободной дорожной площади, на которой производятся работы, а также наличие длинной и прямолинейной рабочей зоны для перемещения дорожного оборудования.

Уменьшить техногенную нагрузку на окружающую среду позволяет технология изготовления дорожных покрытий с предварительным разогревом асфальтовых смесей. Способность дорожной смеси к перемешиванию повышается в ходе ее приготовления и нагрева до требуемой температуры. Имеется возможность понизить температуру смеси до окончания укладочных работ примерно на 30 градусов, что позволит достигнуть такой температуры, при которой примерно на 15% уменьшится количество выделяемого в атмосферу газа СО2. Благодаря повышению пластичности смеси улучшаются параметры укладки и уплотнения, а также увеличивается эффективность применения дорожного оборудования.